Что такое маркетинг в рознице?

Владельцы небольших магазинов часто задают один и тот же вопрос: зачем им необходим маркетолог? С чем его едят и какую прибыль он приносит? Что такое маркетинг для розничных сетей? 

Маркетингом при открытии магазина занимаются сами владельцы: выкладывают товар, настраивают рекламу, заказывают сайт и продвигают товар, занимаются дизайном и внутренним оформлением, собственной торговой маркой и анализом ассортимента.

Через какое-то время учредитель утопает в вечных вопросах с персоналом и операционными процессами (хорошо, если это не так).  Проекты по маркетингу и запуску продуктов откладываются, реклама работает сама по себе, результаты отслеживаются от раза к разу. Владелец становится маркетологом для своего магазина в одном лице и тянет на себе те каналы продвижения, которые ему близки. Некоторые каналы приносят результат, некоторые мало эффективны. После отлаженного и полностью функционирующего магазина уже начинаются вопросы: что еще я могу сделать для своего продвижения и поможет ли мне с этим маркетинг?

Так что же считать маркетингом в торговле? 

Маркетинг магазина - это комплекс мероприятий, направленных на привлечение и удержание новых клиентов в магазин. 

Комплекс маркетинга - 4Р - был изначально предложен маркетологом Э.Дж. Маккарти в 1960 г. Он содержал в себе 4 главных области приложений маркетинговых усилий (товар, цена, место продажи и продвижение). Сейчас выделают 7Р:

  • Товар (product) - какой ассортимент вы предлагаете в магазине, соответствует ли он ожиданиям рынка или современным трендам? Имеет ли он спрос, или создает его? Хорошо ли вы продумали внешний вид вашего продукта, насколько он привлекательный? 
  • Цена (price) - по какой цене и на каких условиях вы продаете товар в вашем магазине? Демпингуете ли вы ваших конкурентов, или демпингуют вас? Соответствует ли ваша цена качеству вашей продукции? 
  • Место продажи (place) - где магазин расположен, проходное или известное всем ли это место? Как вы выбираете торговое оборудование, работает ли оно на ваш продукт? Как организован торговый процесс в зале продаж? Как вы организовываете дополнительные места продаж? 
  • Продвижение (promotion) - Сколько каналов продвижения вы выбрали? Все ли они подходят вашему проекту? Как вы стимулируете продажи, какие акции устраиваете? Есть ли у вас программы лояльности? Как вы привлекаете внимание к своему магазину и продукту? 
  • Персонал (personnel) - как вы выбираете и обучаете продавцов и уделяете ли этому должное количество времени? Знает ли персонал о вашем продукте и даже больше? Насколько замотивированы ваши продавцы, и чем вы их мотивируете? 
  • Процесс (Process) - как организовано пост-продажное обслуживание в вашем магазине? Предлагаете ли вы доставку? Какие дополнительные услуги вы предоставляете и как они отличаются от ваших конкурентов? 
  • Окружение (Physical environment) - думают ли о вас ваши клиенты как о единственно лучшем магазине продукции? Ходят ли только к вам? У вас положительные отзывы о вашей работе? Есть ли у вас соответствующие сертификаты и гарантии на вашу деятельность? Что окружает ваш бренд? 

Ответы на каждый из этих вопросов и как вы намерены действовать с каждым из элементов маркетинг-микса формируют маркетинговую стратегию компании. А маркетолог уже подбирает инструменты, чтобы развивать стратегию, следовать ей и дополнять ее. 

Если вы развиваете менее, чем три элемента из маркетинг-микса, то вам необходима помощь маркетолога.

 

24.08.2016